Признаки сенсорного голода у детей. Примеры активностей.

.

Cеминар

Ощущения - способ нервной системы получать информацию о том, что происходит с собственным телом и окружающей средой. Процессы организации, обработки этой информации называются сенсорной интеграцией. При грамотно организованной работе нервной системы, ребёнок реагирует на полученную информацию адаптивным ответом, то есть адекватным и ожидаемым поведением. У детей с аутизмом одной из основных проблем является дезинтеграция сенсорных систем и как следствие - невозможность давать правильный ответ в виде адекватного поведения при получении сенсорной информации.

Одно из нарушений сенсорной интеграции - сенсорный голод или сенсорная гипочувствительность. Сенсорная информация не региструется в должном объёме и качестве, поэтому ребёнок не получает необходимое количество стимулов. Поведение детей с сенсорной гипочувствительностью будет направлено на получение максимального количества стимулов по какому либо из сенсорных каналов. Одновременно сенсорная гипочувствительность может быть сразу в нескольких системах, а так же сочетаться с другими нарушениями сенсорной интеграции.

Разберём подробно признаки гипочувствительности по системам.

1. Зрительная система.
Поведение:
- любит смотреть на яркие вспышки, мерцающие игрушки, солнечный свет;
- пристально наблюдает за движущимися объектами;
- испытывает трудности при фокусирование на статичных объектах;
- ищет зрительный стимулы (вращающиеся предметы, тряска рук перед глазами, узоры и т. д.)
Что делать :
- использовать яркие и контрастные цвета в играх, пособиях, интерьере;
- игры на световом столе, театр теней, диафильмы;
- игры на соотнесение цветов.

2. Тактильная система.
Поведение:
- трогает все подряд;
- не замечает, что подходит слишком близко к другим людям при контакте;
- не чувствует неопрятность в одежде;
- не чувствует, когда на него натыкаются, налетают;
- тянет все в рот.
Что делать:
- игры с тестом, пластилинном, кинетическим песком;
- рисование пальчиковыми красками, пеной для бритья, кремом;
- использование мочалок различной текстуры во время купания.

3. Слуховая система.
Поведение:
- прикладывает музыкальные инструменты близко к ушам;
- шумит в тихой обстановке;
- получает удовольствие от громких звуков и нуждается в них;
- громко разговаривает. 
Что делать:
- ритмичные танцы под музыку (танец маленьких утят, танец разминка из малышариков, макарена, арам зам зам и другие);
- пение;
- обучение ритму.

4. Вестибулярная система 
- находится в постоянном движении, ерзает, качается, перемещается по комнате;
- бегает вместо ходьбы пешком ;
- небезопасная активность (высоко залезает, прыгает с высоты) ;
- любит находиться вниз головой, перегибаться через спинку, висеть. 
Что делать:
- кружиться вместе под музыку;
- ходить на руках;
- ходить по бордюрам и вкопанным шинам. 

5. Проприоцептивная система (мышечно-суставное чувство).
Поведение:
- врезается в предметы и людей ;
- применяет излишнюю силу (ломает предметы, при ходьбе сильно топает ногами и т. д.) ;
- нет представления о своём теле и личном пространстве;
- жуёт одежду, пальцы, карандаши;
- может кусать и бить себя.
Что делать:
- массаж с глубоким проминанием;
- ношение/таскание тяжестей;
- крепкие объятья;
- тесная одежда (трико). 

6. Обонятельная и вкусовая системы. 
Поведение: ребёнок предпочитает яркие вкусы и запахи, может чувствовать запахи, которые не ощущают другие люди.
Что делать :
- насыщать стол ребёнка разнообразными вкусами (солёное, кислое, сладкое);
- использовать аромотерапию;
- замечать любимые запахи и использовать их во время обучения новым навыкам. 

Желание ребёнка нюхать людей (подмышки, гениталии и т. д.) не является проявлением сенсорной дезинтеграции и относится к психиатрическому компоненту заболевания. 
Для более подробной диагностики ребёнка и получения дополнительной информации необходимо обратиться к специалисту по сенсорной интеграции или эрготерапевту.

Автор статьи: специалист по сенсорной интеграции, врач лфк, Быкова А.И. 

 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях! vk 24inst 24