Релаксационная техника для детей с аутизмом

.

Релаксационная техника для детей с аутизмом

Довольно часто дети с нарушением развития ведут себя не так, как хотелось бы родителям и окружающим. Демонстрируют так называемое "нежелательное поведение". К такому поведению можно отнести крики, плач, уход от выполнения инструкций, аутоагрессия, направленная агрессия и разрушения высокой интенсивности. Если они демонстрируются длительный период времени, то относятся к проявлениям кризиса и требуют особого физического вмешательства. Стимуляции так же принято относить к нежелательному поведению, но в данном случае стоит учитывать обстановку и ситуацию, в которой происходят стимы. При перегрузке, стрессовой обстановке стимуляция у аутичных детей нормальна и ожидаема. Она требует замены на приемлемый для обстановки вариант сенсорной подгрузки.

Что чаще всего говорят детям, которые показывают нежелательное поведение?

 Успокойся, расслабься, прекрати. В лучшем случае напоминают о правилах поведения вербально или визуально, подкрепляя социальной историей. Но не стоит забывать о том, что тот, кто не умеет расслабляться и успокаиваться, не сможет это сделать в стрессовой ситуации по одной вербальной инструкции или картинке. Детей с аутизмом необходимо учить самоконтролю до того, как наступит эпизод нежелательного поведения.

Для этого разрабатывается план занятия по обучению методу релаксации:

1) необходимо отмечать все признаки тревоги и перевозбуждения ребёнка; 
2) обучать ребёнка называть/показывать свои эмоции. Карточки и проговаривание фраз "я зол", "я сержусь", "я боюсь" и т. д. ; 
3) подготовить инструкции и картинки, которые будут использоваться для релаксации, например:
1 страница: я сжимаю мяч 5 раз,
2 страница: я кручу спинер,
3 страница: я делаю 5 глубоких вдохов,
4 страница: я растягиваю игрушку,
5 страница: я сжимаю мяч коленями,
6 страница: я молодец, я справился. Теперь я спокоен. 
Эти страницы собираются в личную книгу релаксации ребёнка. Активности, которые включены в книгу могут быть различными, в зависимости от сенсорных потребностей ребёнка. 

Список примеров успокаивающих активностей: 

1) глубокое нажатие, сдавливание ; 
2) лёгкие покачивания; 
3) сосание; 
4) сенсорные игрушки; 
5) белый шум или тихая музыка; 
6) утяжеленная продукция (шарф, жилет, подушка) ; 
7) дыхательные упражнения; 
8) сжимание мяча коленями, плечами; 
9) интенсивная мимика/гримасы и другие. 

Обучение происходит постранично, подкрепляется актуальным поощрением. 
Возможно адаптировать как инструкции, так и поощрения индивидуально под ребёнка. 
Прогрессирующая релаксация - это последовательное задание. Поскольку последовательное выполнение инструкции - слабая черта детей с нарушением моторного планирования, формат книги или карточек помогает детям следовать инструкциям. Дети обучаются следовать инструкции по картинке, затем переворачивать страницу за следующими заданиями. Для того, чтобы эффективно снижать стрессовое состояние, техника релаксации должна быть выучена и регулярно отработана в разных ситуациях. 

Автор - Быкова А. И., специалист по сенсорной интеграции, PCM практик. 

 

 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях! vk 24inst 24